Как известно, ученый психолог Карл Густав Юнг обогатил науку знаниями об архетипах — универсальных изначальных врождённых психических структурах, составляющих содержание коллективного бессознательного.

Такие структуры, как правило, являются в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок.

06

В этом материале мы покажем, что образы архетипов, описанных Карлом Густавом Юнгом, можно найти не только в снах и алхимии, но и в смежной области — астрологии (к которой, как и к алхимии, психоаналитик относился с глубоким интересом). Корни астрологии кроются в древнейших пластах мифологического сознания, и мы взглянем на компоненты «коллективного бессознательного» Юнга с точки зрения обобщённых мифологических архетипов, универсальных прообразов, которые ложатся в систему Зодиака.

Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике и для описания психологических явлений.
«Психологическое освещение этих образов, которое нельзя обойти молчанием и слепо проигнорировать, ведёт прямо в глубины религиозной феноменологии. История религии в широком смысле этого слова (включая мифологию, фольклор и древние формы психологии) является сокровищницей архетипических форм, из которой доктор легко может выудить подходящие аналогии и параллели, чтобы успокоить и прояснить сознание, затопленное океаном. В высшей степени необходимо рассматривать фантастические образы, которые в свете разума выглядят столь странными и угрожающими, в некоем контексте, который делает их более ясными.»
Таким контекстом для Юнга были художественные произведения искусства и литературы, а также алхимия и мифология. Устойчивые образы, встречающиеся во всех этих областях, он назвал архетипами.

Юнг понимал под архетипом содержание бессознательного, которое раскрывает себя сознанию всегда с некоторым искажением, привносимом в непосредственное восприятие культурой и индивидуальными склонностями человека.
При этом, он не ставил вопроса, как возникли архетипы и существует ли их наиболее истинная или первичная форма. Для европейца Юнга, мировоззрение которого впитало в себя классическую немецкую философию, архетип заведомо присутствует в психике подобно кантовской идее a priori, как образ божественного ума.
Юнг пишет об этом так: «Душа — часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая структура с её элементами — архетипами, это вопрос метафизики, который, следовательно, остаётся без ответа. Это нечто данное, предустановленное, что присутствует во всех случаях.»
Так понимали архетип мыслители античности и средневековья, и этим было всё сказано. Однако, для науки третьего тысячелетия такой ответ о природе архетипа, вероятно, будет уже недостаточным.

13

Мифологические образы, если рассмотреть их сущностные черты, поразительно подобны в разных концах Земли, несмотря на бросающееся в глаза внешнее различие истории и культуры разных народов. Это позволяет выделить универсальные прообразы, общие для всего человечества — древнейшие архетипы, подтверждающие единство бессознательной психики людей. Среди них есть более древние и более новые, и каждый из них отразил особое, но непосредственно-цельное и по-новому яркое отношение людей к миру.

Эти образы обычно связывают с античным пантеоном богов, хотя одна лишь античная мифология даёт лишь очень поверхностное представление о том, какая изначальная полнота и насколько глубокий эволюционный смысл кроется за каждым из пёстрого богатства её персонажей. Анализ мировой мифологии в целом даёт возможность проследить, как боги одного типа сменяли других, фиксируя достижения людей в созидании культуры. Параллельно ей шла эволюция сознания, творя внутренний мир человека из жизненно необходимых и наиболее актуальных для него внешних форм. История мифологии позволяет увидеть, как, разрабатывая образы новых богов и забывая прежних, разум постепенно создавал сферу своих форм, которая сегодня ушла в глубины бессознательного, оставив на поверхности лишь абстрактные идеи.

Обращаясь к ненаписанной истории, которую доносят до нас мифы, мы увидим, что душа — это лишь вотчина сознания, его вторая, иная, потусторонняя реальность, область его долговременной памяти, откуда оно извлекает, когда необходимо, самые древние свои образы. Душа — часть сознания, но это не надо понимать примитивно: сознание в древние времена было неразделимо с чувством, и потому, вспоминая древние праобразы как первые и наиболее универсальные архетипы, оно вызывает в памяти и непосредственно-свежие, первозданно яркие и божественно-небесные ощущения, перед которыми зачастую пассует забывший о них разум, ограниченный стереотипами цивилизации.

Астрология здесь оказывает ту помощь, что позволяет чётко отделить один архетип от другого на основе своей системы. Юнгу помогал выделять архетипы его личный психиатрический опыт. Астрология формировала свои психологические образы тысячелетиями, на основе опыта многих поколений людей. Более того, это метафизическая система, которая отвечает на философский вопрос о происхождении души и её форм,— вопрос, оставленный Юнгом без ответа.

Астрология — это единственная природная система — основанная на космическом, годовом цикле Солнца — которая описывает формы разумной человеческой жизни: формы, предопределённые общими ритмами Солнечной системы.

Но всё же существует глобальный природный прообраз, позволивший человечеству некогда создать своё представление об этой вибрации — и заложить в психике ту эмоциональную основу, которой мы бессознательно оперируем сегодня. Пользуясь астрологической системой и эволюционно-историческим критерием разграничения архетипов, мы можем чётко описать этот прообраз как единство внешнего и внутреннего, формы и идеи (более чётко, чем Юнг, который, не имея законченной системы архетипов, сводил в одно аморфное целое разноплановые мифологические черты и образы). В этом смысле универсальный мифологический архетип — это не только актуальная идея, но и явный, внешне видимый и ощутимый в жизни образ сознания. Таковы образы Моря, Неба или Земли, за которыми тянется устойчивый шлейф связанных с ними подсознательных идей и психологических понятий.

Сопоставление архетипов Юнга с древнейшими мифологическими прообразами может помочь представить процессы внутреннего мира с большей полнотой. Астромифологический комментарий расширяет взгляд на базовые образы психики и даёт возможность тому, кто немного знаком с астрологией, проследить функционирование архетипов в личном гороскопе человека.
Психоанализ и астрология близки тем, что решают одну и ту же задачу — определения неизменных внутренних данностей личности. Их призваны выявить психологические тесты, расчитанные на искренний разговор с бессознательным, и раскрывает личный гороскоп, составленный на день и час рождения. Архетипы выявляют корни вневременных проблем личности. Пользуясь терминологией Юнга, сегодня они касаются удачи и престижа (Персона), личных комплексов (Тень), партнёров по любви и браку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать), но идут намного глубже этих формуливок, что и побуждает обратиться для их сущностного описания к древней мифологии.

В современной жизни астрология пока обычно выполняет лишь роль психологического комментария, описания личностной ориентации человека. Но астрология архетипов, за которой стоят общечеловеческие мистерии, позволяют затронуть наиболее драматические проблемы людей и найти неформальные пути их решения. Поэтому астрология архетипов могла бы оказать реальную помощь и в серьезных патологических случаях дезинтеграции души — в психиатрии. Быть может, в будущем гороскоп заинтересует психиатров, и не только на уровне диагностики вероятных патологий, но и как метод практической работы.
Юнг отталкивался от психологической практики функционирования архетипов, для того, чтобы сформировать их образы. Астромифология идёт с другого конца: от образа к практическому выводу. Посмотрим, что может дать система образов астрологии для понимания концепции Юнга.

Для этого сопоставим приведенные Юнгом архетипы их астрологические соответствия:

Архетип ПЕРСОНА

Архетип ТЕНЬ

Архетип АНИМА

Архетип АНИМУС

Архетипы ДУХА и ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

Архетип ТРИКСТЕР

Выбрав любой из представленных здесь архетипов, вы сможете увидеть его влияние на бессознательную природу человека и сравнить его с влиянием астрологических факторов.

(Информация по материалам Семира и В. Веташ)